Подготовка и проведение экскурсий, прогулок-походов
ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ
Летние месяцы очень благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.
Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму). Продолжительность экскурсий или поход-прогулка для детей старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.
Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.
По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.
На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.
Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.
Cоветы
по подготовке и проведению прогулок по маршруту
- Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
- Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
- Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.
Оборудование для прогулки-похода |
Содержание аптечки |
|
|
- Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
- О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
- Желательно знать прогноз погоды.
- Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
- Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования ею.
- Взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
- План и маршрут согласовывают с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
- Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.
Содержание прогулки составляют:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- экспериментальная и практическая работа.
Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.
Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.