Подготовка и проведение экскурсий, прогулок-походов

ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

 ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ

    Летние месяцы очень благоприятны для  организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных  формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.

     Цель прогулок – оздоровление  ребенка и обогащение  новыми  впечатлениями (наблюдения за природой, за  работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки   по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки  (согласно  режиму). Продолжительность экскурсий  или поход-прогулка для детей  старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.

     Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).

    Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.

     По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом   (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.

     На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.

    Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются  физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.

Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.

Cоветы

по подготовке и проведению прогулок по маршруту

  • Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
  • Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
  • Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.

 Оборудование

для прогулки-похода

Содержание

аптечки

  • рюкзаки
  • коврики
  • салфетки для рук
  • корзиночки
  • лопатки
  • книги
  • мячи, скакалки
  • бадминтон, городки и т.д.
  • емкость с водой
  • аптечка
  • эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую  часть улицы.
  • вата
  • бинты стерильные и  простые
  • йод
  • зеленка
  • вазелин
  • 1 % раствор марганца
  • сода питьевая
  • настойка валерианы (детям 5-7 капель)
  • нашатырный спирт

 

 

  • Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
  • О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
  • Желательно знать прогноз погоды.
  • Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
  • Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования  ею.
  • Взрослые  должны  хорошо знать  и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
  • План и маршрут согласовывают с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
  • Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.

      К каждому походу составляется сценарий, где указывается: место проведения, время отправления, форма, длительность прогулки.

     Содержание прогулки составляют:

  • дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • экспериментальная и практическая работа.

       Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.

       Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись  заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.