Организация и педагогическая значимость метода проектов для детей дошкольного возраста

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Методику организации проектной и исследовательской деятельности рассматривали в своих трудах Савенков А.И., С. Гин, Е.С. Евдокимова.

Что же такое «ПРОЕКТ»?

В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает  -«выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в учреждении дошкольного образования является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога)

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

* Проблема;

* Проектирование или планирование;

* Поиск информации;

* Продукт.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые проекты: 

Участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные содержание проекта

Ведущий вид деятельности – ролевые игры (имитация социальных и деловых отношений ,литературных персонажей в определенных условиях)

Обязательное наличие проблемы и цели проекта

Результаты могут быть определены лишь в конце проекта

Необходима рефлексия участников.

3. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Обязательно предполагает практический выход

Результатом может стать изделие или социальный результат, направленный на удовлетворение интересов участников проекта

Важна хорошо продуманная структура проекта, презентация полученных результатов и возможных способов внедрения их в практику

Продукты – макеты, схемы каталоги.

4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).

Имеют не столь проработанную структуру, она только намечается и развивается, подчиняясь интересам участников

Предполагается творческое оформление

Следует договориться о результатах и форме их представления (совместная газета, драматизация, праздники, выставки)

Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, праздников, программ, рубрик, газет, книг, альбомов

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные:  межгрупповые:  творческие:  групповые: 

индивидуальные: исследовательские:  семейные: 

Способы разработки проектов:

Проект – это «Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта:

  • Являются источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.
  • Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.
  • Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».
  • Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта:

  • Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
  • Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
  • Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей:

  • Содействуют вместе с ребенком в сборе материала;
  • Контролируют сроки выполнения;
  • Подсказывают или помогают в оформлении проекта;
  • Участвовуют в подготовке презентации.

Структура проекта:

- Название проекта.

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

- Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта.

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту, распределение воспитанников на микрогруппы, составление плана проекта.

На 2 этапе -накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 3 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:

  • Выставка, газета, журнал, лэпбук.
  • Костюм, модель, коллекция.
  • Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
  • Экскурсия, поход, путешествие.
  • Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Спектакль, праздник, видеофильм.
  • Познавательные центры в группе
  • ЛЭПбуки, альбомы др.

Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Особую педагогическую значимость метода проекта в том, что:

• Он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

• Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;

• Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.

• Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.

Проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

Литература:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников/ Савенков А.И. серия: - Издательство: Дом Федорова.-2010
  2. Метод проектов для любознательных дошкольников// Пралеска, № 6, 2009, С.55
  3. Дошкольная педагогика/ Сост. Титов В.А. - М.: Приор-издат, 2002.
  4. От игровых приемов до моделирования//Пралеска, № 1, 2015, .С.41
  5. Петрикевич А.А «Метод проектов в образовании дошкольников» 2008.