Роль отцовского воспитания

Сегодня утрачивается традиционная роль мужчины – “кормильца”, “неприкасаемого авторитета”, примера для подражания, наставника детей в их семейной жизни и в общественно-производственной деятельности. Отец, мужчина стал, экономически зависим от женщины, а значит, утратил образ “твердой мужской руки”, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок будет беспрекословно подчиняться. Слабые отцы не формируют у ребенка чувства защищенности, а, следовательно, уверенности и успешности своих действий. Женщины в современных российских условиях по известным причинам вынуждены быть более активными в жизни, поэтому все меньше своего времени они посвящают воспитанию детей. Кроме того, дети с асоциальным поведением, находящиеся под опекой, утрачивают эмоциональные связи с близкими родственниками, потому что часто оказываются брошенными на других, более дальних, родственников. В данной ситуации угрожающим представляется реальный рост социального сиротства. Дети находятся в ситуации эмоциональной депривации, что часто является причиной самоубийств, формирования враждебности по отношению к взрослым. Доминирование деструктивных моделей поведения в фильмах, наполненных сценами насилия, пропагандирующих наркотики, легкую жизнь их перенос в реальную действительность, массовая алкоголизация населения, попустительство в воспитании толкают несовершеннолетних на совершение противоправных поступков, усложняя криминогенную обстановку.
В стереотипах социокультурного представления функция отцовского воспитания оказалась более выражена, чем материнского. Она заключается в ориентировании ребенка на социальные нормы, существующие в данном обществе. В настоящее время ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними стереотипов поведения. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся полярными и взаимоисключающими. Сегодня стал возможен для родителей обмен ролями: мать – строгая, сильная, по сути, выполняющая роль, отцовского воспитания; отец – нежный, ласковый, выполняющий роль матери в семье. Такая ситуация наиболее благоприятна для воспитания девочек, у ребенка сформируются две модели поведения – лидера и нежной супруги, с развитой эмпатией к мужу. Однако важно чтобы в детском репертуаре присутствовали обе модели безотносительно к их носителю: мать и отец; образ принимающий, отзывчивый, способствующей развитию и обучению ребенка, и образ, способствующий, развитию самостоятельности и ответственности. Одинокие отец и мать могут успешно вырастить и воспитать ребенка в том случае, когда одному родителю приходится выполнять обе функции: быть матерью и отцом. Но у них есть свои специфические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, суживается круг социального общения.
Современные условия предоставляют отцам более широкий спектр, проявления родительской любви. Мужчина может быть не только “добытчиком”, но и он может транслировать ребенку свою любовь напрямую, общаясь с ним уже в зародышевом состоянии. Таким образом начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при котором отец эмоционально принимает участие в беременности, родах, кормлении, уходе и воспитании ребенка. Особенно усиливается его значение в определенные периоды развития. Если постоянное присутствие образа матери особенно важно на оральной стадии развития, то воспитание отца начинает играть огромную роль с трех лет в определении ребенка своих границ, выделении себя из окружающей среды, в 5,6 лет и, конечно, в подростковый период отец уже непосредственно участвует в формировании поло-ролевого поведения. Кроме того, в латентный период психологи настоятельно рекомендуют отцам заниматься с детьми совместной конкретной деятельностью, так как, именно она формирует модель защитника, развивает рациональное мышление, предопределяет ценностные ориентации. Не менее значимо влияние отца в кризисные периоды и для девочек. В период детства следует формировать адекватные отношения к своей роли. Это возможно, когда мать – “теплая”, играет роль хранительницы домашнего очага, а отец твердый, не жестокий, но строгий, в результате у ребенка закрепляется ощущение, что мир не опасен и формируется оптимистическая направленность личности. В силе отца ребенок черпает свою силу, что становится основой уверенного и успешного поведения. В случае неудач, такие дети идут за помощью и подсказкой к отцу, для анализа ситуации, а к матери, за эмоциональной поддержкой. Не смотря на современное смещение родительских ролей, главное, чтобы у ребенка была удовлетворена потребность в поддержке и руководстве. По данным психологических исследований доктора Дж. Добсона общение отца с взрослеющими детьми за неделю в лучшем случае не превышает двадцати минут. Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают и понимают. Это в свою очередь деформирует развитие личности, дает крен в развитии образа “Я” в сторону феминизации мальчиков и маскулизации у девочек.
Американский психолог, автор теории социального научения, А. Бандура обнаружил, что агрессивное поведение развивается у тех детей, которые находятся в условиях научения на примерах поведения взрослых. В частности отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя детей вне дома к проявлениям агрессии. В ходе исследования маленьких детей, когда им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, ученый выявил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное. На основании этих данных сделан вывод, что гнев как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь тогда, когда в данных ситуационных условиях принимаются образцы гневных реакций.
По данным Моради, у детей, чьи отцы принимали активное участие в воспитании, реже наблюдаются вспышки немотивированной ярости, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе. Чем в большей степени отец вовлекается в раннюю заботу о ребенке, тем быстрее тот развивается, социализируется и тем лучше противостоит стрессу. Отец помогает ребенку воспринимать фрустрацию и переносить фрустрирующие события. Психологические исследования показывают, что дети выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Психоаналитики, Розен, Биллер, Сигалмен, считают, что отсутствие отцовского воспитания может приводить к формированию психических нарушений, включая нарушения психосексуального развития, эксгибиционизм, вуаеризм, антисоциальное поведение и др.
Модели нарушения стилей родительского воспитания достаточно освещены в популярной психологии (гиперопека, попустительство и др.). Но при неадекватных взаимоотношениях мать–отец–ребенок формируются патологические модели поведения. В таких семьях отцы обычно предъявляют нереальные требования к женам, пытаются создать коалицию с детьми против матери, соперничают с сыновьями в борьбе за внимание жены, тем самым подрывая уверенность мальчиков в себе, одержимые идеями величия, они одновременно неудачники, полностью подчиняющиеся женам. В патологических семьях оба родителя могут использовать одни приемы деструктивного воздействия:
“Двойной зажим” – это когда ребенок не может получить одобрение, чтобы он не делал;
“Мистификация”, члены семьи вводят друг друга в заблуждение относительно своих и чужих мотивов. Мать говорит мешающему ей игрой ребенку: “Ты уже устал и хочешь идти спать”;
Относятся к детям критически, делают чрезмерное количество замечаний, говорят повышенным тоном, проявляют открытую враждебность.
Отцовская любовь является важной составной частью воспитания детей, ей принадлежит значительная роль в развитии ребенка независимо от пола и возраста. Со временем она становится более эмоционально насыщенной. В возрасте 36–58 лет чувство родительской любви характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявлений позитивной направленности. Любовь отца учит ребенка. А.С. Макаренко так описывает отцовскую заботу “надо прививать полезные привычки с самого детства: мыть руки, спать в определенные часы, кушать в определенное время….” (А.С. Макаренко, т. 5, М, 1985 с. 283–284). Эти навыки должны стать автоматическими. В раннем возрасте необходимо дать прочные нравственные установки поведения: отношение к взрослым, родителям, бабушке, няне – всегда доброжелательное и нежное, к животным – некоторое покровительство, опека, жалость, если они страдают, умение поделиться конфетой, игрушкой и, наконец – понятие дисциплины. Ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, т.к. если он не послушен, то совершенно утратит послушание в позднем возрасте. В требованиях к детям родители должны научиться безапелляционному авторитетному тону, без лишних разговоров. Необходимо выработать привычку выполнять распоряжение воспитателей. Это не только делает воспитание легким, но и сберегает нервы ребенка, уменьшает всякий риск нелепых поступков. Предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае тратится на упрямство, капризы, своеволие и прочее. Весь тон родительских распоряжений должен быть совершенно спокойным, деловым, серьезным, без тени крика и раздражения. Но здесь не должно быть и ноток просьбы и делать, так как делаете на своей работе, когда вы делаете распоряжение своему подчиненному.
Основа отцовского воспитания – это родительская твердость. В данном случае это проявление истинного сострадания. Сделать это нелегко. На этом пути подстерегают немалые трудности и опасности. Однако нельзя предоставить развитие ребенка самому себе, так как он еще слаб и недостаточно развит.