Детская библиотека - создаем волшебный мир
Поразительно, но после того, как немецкие социологи провели исследование успеваемости около ста тысяч европейских подростков 14-15 лет из разных стран, то они пришли к выводу, что наилучшие успехи, причем, не только в гуманитарных предметах, но и в математике демонстрировали те из них, у кого дома была обширная библиотека. Какая здесь может быть взаимосвязь? - спросите Вы. Дело в том, что чтение является ключом, который открывает ребенку двери в мир науки и литературного вымысла, учит не только воспринимать информацию, но и осмысливать её, активно перерабатывать и оценивать. А если у малыша есть возможность у себя дома открыть любую из дверей-книжек, уводящую в самые разнообразные области знаний или эмоциональных переживаний, то у него есть все шансы, чтобы вырасти эрудированным и разносторонне развитым человеком.
С чего же начать формирование библиотеки для своего крохи? Сразу настройтесь на то, что процесс Вам предстоит долгий, за одно посещение магазина эта задача не решится.
Начинать можно еще тогда, когда малыш лежит и беззаботно посапывает в своей колыбельке, и кажется, что до первых книг ему еще расти и расти.
Очень многие родители теряются в обилии современных детских изданий и приобретают самые яркие книги или книги, по случаю приглянувшиеся на полке. Покупки сумбурно складываются в книжный шкаф, а о большинстве из них и мамы, и ребенок благополучно забывают через 2-3 дня. Это не вполне правильная стратегия.
Детскую библиотеку нужно составлять системно. Было бы неплохо, если бы Вы взяли ручку и лист бумаги или сели за компьютер и составили для себя примерный список из различных детских авторов и их произведений, которые Вы по тем или иным причинам хотите видеть на книжных полках малыша, Составили? А теперь - планомерно подыскивайте издания.
Другая крайность – это семьи, в которых посещение книжного магазина вызвано приобретением какой-то одной книги исключительно из необходимости (в школе задали прочитать и т. п.). И они тоже не правы. Конечно, в этом случае они хорошо знают состав своей библиотеки, но они не соблюдают другого важного для составления детского книжного собрания правила – правила избыточности. Среди книг, которыми пользуется малыш, должны быть не только необходимые ему или полезные для его развития книги, но и те, без которых он вполне мог бы обойтись. По каждой условно скажем теме в библиотеке малыша должно найтись минимум две книги. Это приучает малыша к ситуации выбора, дает возможность научиться свободно выбирать то или иное издание в зависимости от настроения, текущих пристрастий и т. п.
Поход в книжный магазин не должен быть редким, исключительным событием, малыш должен бывать в детском книжном магазине не реже, чем в магазине игрушек. Он должен знать и понимать, что покупка книг столь же необходимая потребность, как и покупка одежды, продуктов и т. п.
В детской библиотеке не должно быть перекоса между художественной и научно-популярной литературой, ни в ту, ни в другую сторону.
Художественная литература должна быть представлена самыми разнообразными жанрами и родами литературы – это должны быть рассказы и повести, пьесы и стихотворные сборники. И обязательно - сказки. Русские народные и сказки русских и зарубежных писателей, а еще малышам очень нравятся разнообразные этнические сказки, особенно экзотических народов – африканские, полинезийские, сказки народов Северной Америки и т. п. Такие книги обогатят представления малыша о разных странах и их народах, о разных культурных традициях.
То же правило касается и научно-популярной литературы: вне зависимости от того, интересуется ли Ваш малыш доисторическими ящерами или элементарной физикой, научно-популярные книги должны охватывать широкий круг знаний по всем предметам. Обязательно в детской библиотеке должна быть справочная литература – словари (толковый, орфографический, словарь иностранных слов необходимые двуязычные для перевода) и энциклопедии.
Не стоит быть сиюминутными при подборе книг для ребенка. Не ограничивайтесь приобретением книг на тему, которая ему интересна именно сейчас. Смотрите шире, подумайте, что может ему быть полезным и интересным через год или два.
Создавая детскую библиотеку, нужно смотреть не только на содержание, но и на форму, в которой преподносится маленькому читателю то или иное произведение. Не стоит покупать чересчур дешевых книг с мягкой, быстро истрепывающейся обложкой, напечатанных на плохой бумаге. Детские издания обязательно должны быть качественными! Но значит ли это что яркие картинки это всегда плюс издания? Нет и нет. Вы, как родители, должны перед покупкой обязательно пролистать ту или иную книгу и внимательно всмотреться в иллюстрации. Зачастую многие изображения в современных книгах делают не профессиональные художники, а графические дизайнеры, которые совсем не учитывают ни особенностей детской психики, ни элементарных эстетических критериев. Кроме того, иллюстрация должна обязательно подходить к тексту книги, помогать маленькому читателю лучше понять повествование, а не приводить в растерянность. Помимо картинок, обратите внимание и на буквы: шрифт детского издания должен быть достаточно крупным и четким, а текста на странице не очень много.
Чего следует избегать, так всяческих антологий, хрестоматий и других хаотичных собраний произведений или их фрагментов по тому или иному признаку. Чтение такой литературы может отбить тягу и интерес к литературе. Малыш в них лишается свободы выбора произведения. Смешение разных исторических эпох и культур в таких собраниях очень часто происходит без надлежащего обоснования и пояснения для малыша, а большой объем угнетает. Если Вы хотите познакомить ребенка с шедеврами мировой литературы, лучше отдайте предпочтение оригиналам, при необходимости выберите адаптированное для детского возраста издание.
В детской домашней библиотеке обязательно должны быть классики русской литературы, писавшие для детей – А.С. Пушкин, Л. Толстой, А.П. Чехов, а также произведения таких известных европейских сказочников, как Н. Пьеро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, стихотворные произведения С.Я. Маршака и К. И. Чуковского, стихи для детей В. Маяковского. Не стоит забывать про рассказы о природе и животных В. Сутеева, В. Бианки, М. Пришвина. Увлекательные, полные юмора рассказы Н. Носова и В. Драгунского, рассказы о детях Л. Кассиля и А. Гайдара, приключенческие повести Б. Житкова и «Детство Никиты» Алексея Толстого – все эти книги должны найти достойное место на книжной полке малыша.
Создавая библиотеку, можно увлечься и довести её размеры до поистине космических, это, безусловно, хорошо, если размеры квартиры позволяют, но не забывайте, что в библиотечном деле содержание библиотеки гораздо важнее её количественных показателей.
Совершенно необязательно покупать всю библиотеку для малыша заново. Приучите малыша, что книга может быть хороша не только своей новизной, но и «зачитанностью». Если у Вас в семейной библиотеке сохранились старинные книги, обязательно покажите их ребенку и расскажите их историю. Кстати, для таких историй вполне подойдут и Ваши детские книги, если они у Вас сохранились. Наверняка малышу будет интересно узнать, какая у мамы или папы была любимая книга, когда они были маленькими. Книги советского периода издания вполне могут стать полезной частью детской библиотеки малыша.
Важно не только купить нужные книги, но и системно их расставить, так, чтобы малыш без труда мог найти нужный томик. Можно расставить книги просто по алфавиту, отдельно выделив справочную литературу, а можно придерживаться тематического расположения книг (например, сказки, произведения о природе, произведения о Великой Отечественной Войне и т.п.)
Ну, и конечно же, детская библиотека должна быть частью семейной, ведь если Вы собираете литературу для малыша, а сами не читаете никаких книг, и место книг в шкафу у Вас занимают dvd-диски, малыш ни за что не поверит, что читать – это не просто нужно, а еще и удивительно интересно.
Библиотека тем лучше, чем больше книг из неё читается и не один раз перечитывается – детьми и родителями, младшими братьями и сестрами и друзьями семьи.