Необходимость обучения плаванию
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Основной целью занятий является:
- обучение детей дошкольного возраста плаванию;
- закаливание и укрепление детского организма;
- обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями;
- создание основы для разностороннего физического развития.
На занятиях решаются задачи по формированию:
– навыков плавания;
– бережного отношения к своему здоровью;
– навыков личной гигиены;
– умение владеть своим телом в непривычной среде.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм ребёнка подвергается двойному воздействию: с одной стороны, на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда.
Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких.
Кроме того, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы сердца).
Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания ребёнок легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.
Плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.
Итак, занятия плаванием на организм ребёнка оказывается разностороннее положительное воздействие и чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется это на развитии всего детского организма.
Кроме того, умение плавать — жизненно необходимый навык: ежегодно происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде.
Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада – приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.
Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, не являются препятствием к обучению плаванию.
Ведущей формой организации обучения является групповая и подгрупповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Занятия проводятся 1 раз в неделю для второй младшей, средних и старших групп. Продолжительность занятий зависит от возраста занимающихся:
- вторая младшая группа – 10-15 минут;
– средняя группа – 20-25 минут;
– старшая группа –25-30 минут.
Расписание составлено таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на детей. Т. е., во-первых, через 40 – 50 минут после еды, во-вторых, плавание не совпадает с физкультурой в один день.
И в заключении хочу сказать, что «плавание» в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Древнегреческий мудрец писал: «Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай, хочешь быть умён – плавай!»
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.