Формирование правильной осанки во время занятий
Формирование правильной осанки во время занятий по физической культуре
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровой организации жизни на будущее. Поэтому в детском саду все формы организации физического воспитания ориентированы на формирование основ здорового образа жизни, на воспитание физической культуры личности каждого ребёнка, на формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью. Они призваны обеспечить эмоциональное, физическое, социальное и интеллектуальное развитие ребенка.
В детском саду проводятся мероприятия, оказывающие эффективное влияние на повышение уровня физического развития и воспитания детей, на укрепление и сохранение правильной осанки. Для профилактики нарушений осанки важно правильно организовать утреннюю гимнастику и занятия по физической культуре. Поэтому в утренней гимнастике и подготовительной части занятий применяются разнообразные общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, верхнего плечевого пояса и т.д.. Из них особенно полезны те, которые выполняются из исходного положения лежа на спине. Здесь площадь опоры увеличивается, позвоночник разгружается, многие группы мышц расслабляются и хорошо снабжаются кровью. Упражнения в положении лежа на спине с различными движениями ног (поочередное и одновременное поднятие их, вращательные движения согнутыми в коленях ногами, как при езде на велосипеде и т. д.) эффективно влияют на укрепление мышц брюшного пресса, что, в свою очередь способствует формированию правильной осанки. При подъеме рук вверх дети смотрят на них, поднимают голову и прогибаются в пояснице. Когда они разводят руки в стороны или отводят назад, важно фиксировать их внимание на том, чтобы лопатки в это время сходились. Упражнения типа наклонов в стороны, повороты туловища и другие исполняют обязательно симметрично (в обе стороны). Это способствует равномерному укреплению больших групп мышц спины, живота, груди; своеобразного «мышечного корсета» человека, удерживает тело в правильном положении. Во время выполнения упражнений дошкольников надо учить правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, способствует увеличению жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц, поддерживающих позвоночник в вертикальном положении. Все упражнения выполняются в медленном и среднем темпе.
В течение дня у дошкольников всегда больше нагрузки имеют мышцы-сгибатели. Ребенок часто бывает в согнутом положении: играет в песке, рисует палочкой на земле и т. д. Поэтому во время прогулок надо чаще проводить подвижные игры с использованием упражнений, укрепляющих группу мышц-разгибателей. Например, «Каравай», «Достань предмет», «Бабочка», «Медведь и пчелы» и другие игры с лазаньем по гимнастической стенке, заборчики и т. д.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться стабильный навык ходьбы и бега, который предусматривает правильное положение тела во время выполнения этих движений. Сначала детей нужно учить правильно стоять и ходить на месте. Ребенок прежде всего должен усвоить, как надо правильно стоять: голову держать прямо, корпус прямой, живот подтянут, стопы ног параллельны и на каждую из них приходится равномерную нагрузку от веса тела. Маршируя на месте, дети также должны сохранять правильную позу, высоко поднимать колени и энергично размахивать руками. Чтобы выработать чувство, каким должно быть положение туловища и головы во время ходьбы, рекомендуют применять следующие упражнения : ходьба с грузом на голове (мешочек весом 500-700 г), с гимнастической палкой за спиной (палка в локтевых суставах горизонтально к полу), ходьба по ограниченной площади с переступанием через предметы и т.д.. Выполняя эти движения, туловище держат ровно, голову не опускают. Во время бега нужно постоянно напоминать дошкольникам, чтобы они энергично отводили локти назад, правильно держали голову и туловище (туловище немного наклонено вперед, голову не опускают). Обучая детей бросать предметы на дальность и в цель (мячи, мешочки с песком), добиваются выполнения этих движений как правой, так и левой рукой. Большинство детей бросает в основном сильной рукой (обычно правой). Это приводит асимметричный развитие мышц туловища, что отрицательно сказывается на осанке. На формирование осанки большое влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже небольшое изменение ее формы может стать причиной деформации, нарушение правильного положения таза, позвоночника и, как следствие, - патологических дефектов осанки. Правильная организация жизни детей в дошкольном учреждении и в семье, соблюдение основных гигиенических требований (режим дня, питание, сон, правильный подбор мебели и др.). Соответствующая методика проведения физических упражнений способствует формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.